0/5

В погоне за банковским кредитом

В погоне за банковским кредитом
время публикации: 11:42  22 февраля 2013 года
Теги: банки

Среди огромного количества проблем, с которыми приходится иметь дело малому и среднему бизнесу, одной из наиболее актуальных является проблема финансирования. Предприятия розничной и оптово-розничной торговли в этом вопросе не являются исключением.


Ни для кого не секрет, что на начальном этапе функционирования абсолютного большинства компаний основными источниками финансирования их деятельности являются собственные средства: взносы учредителей, чистая прибыль, формируемые из нее амортизационный фонд и резервы. Казалось бы, каждое предприятие должно стремиться к полному самофинансированию: нет долгов – нет проблем. Однако, когда бизнес достаточно успешен и наступают благоприятные условия для его дальнейшего развития и перехода на качественно новый уровень, на новый уровень должно также выходить и финансирование предприятия. Интенсивный рост компании немыслим без осуществления серьезных инвестиций, в то же время никуда не пропадает необходимость поддержания на должном уровне текущей деятельности. При столь быстро растущих потребностях в финансах, одних лишь собственных средств зачастую оказывается недостаточно. Кроме того, в сфере розничной торговли часто приходится иметь дело с сезонным характером спроса, что приводит к неравномерности поступления прибыли и усложняет ее использование  в качестве стабильного источника денежных средств.

Вывод: обращение к заемным источникам финансирования, основным из которых являются банки – закономерный шаг на пути предприятия к успешному развитию

Использование банковских кредитов позволяет компании-заемщику оперативно справиться с текущими потребностями в денежных средствах и осуществлять инвестиции с целью долгосрочного развития. Из всех доступных малым и средним предприятиям розничной торговли источников заемного финансирования, кредит в банке является самым легальным и самым дешевым. Помимо положительного влияния на рентабельность собственного капитала, стоит отметить, что расходы на обслуживание кредитов также снижают налоговую базу предприятия.

кредитДополнительным плюсом этой схемы финансирования является построение и развитие сотрудничества с банком. Большинство предприятий предпочитают кредитоваться в банках, с которыми уже сотрудничают в сферах расчетно-кассового обслуживания, зарплатных карт для сотрудников, услуг банковского эквайринга (приём к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг) и др.

Как правило, малому бизнесу предлагают следующие банковские кредитные продукты:

  • Классический кредит – сумма кредита выплачивается клиенту единым траншем, клиент выплачивает проценты и тело долга по заранее установленной схеме и в установленный срок. В основном, носит целевой характер.

 

Пример: Компания А планирует провести капитальный ремонт торгового павильона. Планируемые затраты: 20 млн рублей. Прибыль до налогообложения в год, предшествующий текущему, составляла 15 млн рублей и демонстрировала устойчивый рост. Компания А обращается в банк B с заявкой на получение кредита. После ее рассмотрения, банк B и компания A договариваются о выдаче кредита на сумму 20 млн рублей сроком на 4 года под 18% годовых, погашаемого методом аннуитета (график, по которому выплаты устанавливаются периодически равными суммами через равные промежутки времени)

 

  • Кредитная линия – способ кредитования, при которой банк предоставляет клиенту право на получение и использование денежных средств в пределах установленного лимита в течение определенного периода. Обычно на кредитную линию устанавливается лимит задолженности – ограничение размеров денежных средств, предоставляемых в рамках кредитной линии. Размер определяется каждым банком отдельно, зависит от оборотов по счету, ликвидности залогового обеспечения, но обычно не более 80% от среднемесячного оборота по счетам компании.

 

credit_return_ways.gifКредитная линия бывает возобновляемой и невозобновляемой. Невозобновляемая кредитная линия (кредитная линия с лимитом выдачи) представляет собой инвестиционный целевой кредитный продукт, единственное отличие которого от классического кредита заключается в том, что выделенная сумма предоставляется заёмщику не единовременно, а в несколько траншей, между которыми могут быть значительные временные промежутки. Проценты по каждому траншу начисляются на всю его сумму и весь срок его действия. Как правило, каждый транш носит определенную целевую направленность и имеет индивидуальный график погашения, Общими для всех траншей является процентная ставка и дата, до которой (включительно) заёмщик обязан выплатить «тело» долга и все начисленные проценты по каждому траншу – это и будет датой окончания кредитной линии.

 

Пример: Компания A (продуктовая розничная сеть), осуществляет проект строительства нового магазина, реализация которого по плану занимает 2 года и предполагает расчеты с различными организациями. Банк B предоставляет компании A кредитную линию с лимитом выдачи 20 млн рублей сроком на 3 года по ставке 16%. В начале проекта на покупку земельного участка под строительство потребовалось 5 млн рублей, компания получила первый транш.  Через полгода после получения всех необходимых разрешений, оформления сопутствующей документции и проведения подготовительных работ, Застройщик, с которым компания заключила контракт на 8 млн рублей приступил к строительству здания магазина, компания получила второй транш. К середине второго года здание было построено, после чего заёмщик приступил к внутреннему оформлению магазина, набору персонала и рекламную кампанию, на что ему потребовалось 7 миллионов рублей, которые он получил третьим (последним) траншем. Поскольку проект был успешен, а основной бизнес заёмщика продолжал приносить ему стабильную прибыль, компании А удалось полностью погасить совокупную задолженность перед банком в срок.

 

В свою очередь, возобновляемая кредитная линия (ВКЛ), или кредитная линия с лимитом задолженности представляет собой инструмент краткосрочного финансирования (в основном используется для пополнения оборотных средств и закупа товара). В рамках ВКЛбанк на один или два года, предоставляет заемщику лимит, в рамках которого он может получать транши, каждый из которых является краткосрочным кредитом с единым сроком (чаще всего 3-6 месяцев) и единой процентной ставкой, которые устанавливаются договором. Процентные платежи по каждому траншу зависят, прежде всего, от его суммы и выплачиваются ежемесячно (как правило, есть возможность досрочного погашения). Совокупная сумма непогашенных траншей не может превышать установленного лимита кредитной линии. Погашение задолженности по одному траншу позволяет заёмщику сразу же взять повторный транш на ту же сумму и так – до самого окончания срока кредитования.6.gif

 

  • Овердрафт – способ краткосрочного кредитования клиента посредством предоставления ему возможности пользоваться деньгами банка сверх остатка средств на его расчетном счете в пределах установленного лимита. Основным преимуществом овердрафта является возможность оперативного управления денежными средствами. Как правило, овердрафт выдается для финансирования текущих потребностей клиента (например, для пополнения оборотных средств), особенно, когда у последнего существует вероятность возникновения кассовых разрывов.

 

Пример: Компания А владеет небольшой сетью киосков, в которых осуществляется торговля прохладительными напитками. В конце мая спрос на товар начинает стремительно расти. По расчетам, летом компании потребуются поставки товара общей стоимостью 6 млн. рублей, однако на расчетном счете компании всего 500 тыс. рублей. Банк B предоставляет компании А овердрафт с лимитом 7 млн. рублей с условием обязательного погашения задолженности в течение 90 календарных дней с момента возникновения задолженности. Компания А заключает сделку с поставщиками и отправляет в банк платежное поручение на 6 млн. рублей, в результате чего возникает задолженность по овердрафту в размере 5,5 млн рублей. В течение всего лета уровень продаж товара остается высоким, соответственно, компании удается погасить задолженность по овердрафту вместе с процентами и комиссией за сумму неиспользованного лимита.

Некоторые банки имеют также ряд специфических продуктов для малого и среднего бизнеса, каждый из которых по-своему интересен и на которые стоит обратить внимание при обращении за кредитом.

0
Реклама на New Retail. Медиакит